Посмотрела "Черного лебедя". Отличный фильм, который можно трактовать на разных уровнях до умственных колик )
Аннотация: Нина, балерина, затюкана матерью до состояния "ходячий невроз". Ей хочется быть лучшей, заслужить похвалу, оправдать собственное существование - и она стремится все делать идеально. В технике Нина преуспела - но души, страсти в ее танцевании нет. Она требует от себя слишком многого - и на этом фоне у нее медленно, но верно развивается острое психическое расстройство. "Помощь" балетмейстера Тома и подруги - конкурентки Лили ускоряет развитие психоза. Финал - трагический, независимо от трактовки.
Тут уже спойлеры
Вопрос, над которым сломано миллион копий - умирает ли Нина в конце фильма. Я считаю, что нет, не умирает. Собственная гибель ей только кажется. Она думает о смерти в стиле:
Разбежавшись, прыгну со скалы.
Вот я был, и вот меня не стало.
И когда об этом вдруг узнаешь ты,
Тогда поймёшь, кого ты потеряла.
Погибнуть под овации. В зените. Прекрасно.
Почему я считаю, что Нина не погибла?
Во-первых, практически все острые сцены до финальной - секс, раны, смерти - ей мерещатся.
Во-вторых, даже на адреналине станцевать длинную и физически тяжелую партию с дыркой в животе - невозможно.
В-третьих, платье в моменты танцевания у нее чистое - расплывающееся алое пятно появляется тогда, когда она уже НЕ танцует, а предвкушает свое падение.
В-четвертых, падает она уже с окровавленным животом. И с окровавленным животом лежит на матрасе. При этом столпившиеся вокруг девушки-лебеди не замечают НИЧЕГО. Рану "увидела" Лили (и именно с Лили у Нины связаны практически все галлюцинации) - и то она не кричит "аааа, кровь, откуда??" - а достаточно спокойно реагирует, остальные девушки просто перешептываются. Учитывая, что эмоции в фильме отыгрываются правильно и ярко, ужас, тревогу за Нину актеры бы отыграли, если бы они были.
Тома спрашивает: "Что ты сделала?" ИМХО, странный вопрос к человеку, который перед тобой в крови лежит.
В общем, я склонна это воспринимать как галлюцинацию, инициацию - гибель Белого лебедя, но не как физическую смерть.
Образов интересных в фильме очень много. Например, портреты в комнате матери - кто их нарисовал? И кто на них нарисован? Нарисована Нина - и она же рисовала? Рука явно детская. Комната Нины - тоже детская, розовая, мягкая. Мама ее кормит, переодевает, стрижет ей ногти. Нина - малышка.
Ее личность не сформирована. Она пытается ее сформировать - присвоением, воруя вещи своего кумира, Бет.
Символично, что перед спектаклем она их возвращает - и видит, как Бет убивает себя. Потому что Черному лебедю уже не нужны ни помада Бет - ни сама Бет.
Сексуальность Нины тоже не сформирована / не проявлена - и очень постепенно раскрывается. Нина стесняется Тома и своего партнера - Зигфрида. Мастурбирует - но не может расслабиться. Представляет с собой в постели Лили, а не кого-либо из парней (подростковый, мягкий вариант). Замечает дрочащего на нее старичка. Представляет секс Тома и Лили. Но это все - капельки в чайную ложечку, этого недостаточно.
Страсть пытается "просочиться наружу" через агрессию. Нина ранит себя - и в реальности, и в галлюцинациях. Ранит - психологически - мать. Рвет рисунки.
На пике эмоций из-за неудачи / падения она видит, что убивает Лили. Это дает ей энергию, страсть - силу станцевать Черного лебедя.
Затем она видит, что убила себя. Это дает ей энергию, страсть - силу станцевать Белого лебедя.
А дальше... дальше ей уже не нужно. Она получила свое "ты - лучшая". Она достигла совершенства. И просто не знает, что делать дальше, как жить дальше... Для чего.
Поэтому - символично умирает.
ИМХО